Педагог — психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Искусство педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.
Цель работы педагога — психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития воспитанников и их преодоление;
- разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ;
- психологическое сопровождение воспитанников в период адаптации к ДОУ и детей «группы риска»;
- психологическое сопровождение детей старшего возраста при подготовке к школьному обучению;
- повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
Деятельность педагога — психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:
- Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
http://allforchildren.ru (развивающие игры для детей)
https://www.igraemsa.ru (детские развивающие задания)
- Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
Рекомендации для родителей «Критерии готовности к школьному обучению»
- Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
Рекомендации для педагогов по развитию внимания у детей
- Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
Организация_системы_работы_педагога-психолога_в_период_адаптации
Деятельность педагога — психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
- Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных и личностных особенностей.
Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
— Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста проводится с августа по ноябрь. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности.
— Психодиагностическое обследование психического и эмоциональ-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года и позволяет определить уровень развития психических функций, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников.
— Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе проводится в сентябре и апреле с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей старшего возраста.
— Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
- Коррекционно-развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекционной работы психического, эмоционально-волевого и личностного развития детей.
Основные задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешности развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Психокоррекционная работа в группах раннего возраста осуществляется в адаптационный период для снижения тревоги и стресса детей и их родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению».
Развитие и коррекция детей младшей, средней и старшей групп осуществляется на базе программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей от 3 до 6 лет Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик».
Развивающая работа подготовительной к школе группы проводится на основе программы «Приключения будущих первоклассников» от 6 до 7 лет Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А.
- Консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений, поиск оптимальных способов решения и предполагает:
- консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
- групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
- групповые формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста;
- систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, клубов, круглых столов с обязательным учетом тематики возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;
- создание информационных уголков педагога-психолога.
Важной составной частью является повышение психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
- Психологическое просвещение и профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Работа педагога-психолога в рамках психопрофилактики включает несколько направлений:
1). Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
2). Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.
3). Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива и содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- Организационно-методическая работа
- Участие в педагогических советах и методических объединениях специалистов, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях;
- составление и оформление годового и календарно-тематического планирования, циклограммы и графика работы педагога-психолога;
- оформление журналов консультативной, психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка и оформление индивидуального маршрута развития ребенка;
- разработка анкет, консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов.
- разработка учебных пособий, методических материалов, коррекционно-развивающих программ.
Сочетание всех направлений работы педагога-психолога позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
По всем вопросам, связанным с воспитанием, развитием, обучением детей,
можно обращаться к педагогу-психологу – Князевой Екатерине Викторовне.
График работы: |
|
Дни недели: |
Время: |
Понедельник |
08.00-15.12 |
Вторник |
08.00-15.12 |
Среда |
08.00-15.12 |
Четверг |
10.48-18.00(консультации для родителей — 15.00-18.00) |
Пятница |
08.00-15.12 |